Особенности и сходства в восприятии женской красоты в европейских странах

Автор: Ю. Павельев

Источник: https://moluch.ru/

Аннотация: Данная статья посвящена изучению со временем меняющимися понятиями о красоте в европейских странах, в частности в Англии, Франции, Италии, Испании и Германии.

Мы изучим, в чем заключались коренные различия стандартов красоты в странах Европы со времен Средневековья. Определим, в чем были сходства восприятия в каждой из перечисленных стран с течением времени. Рассмотрим восприятие женской красоты XXI века в условиях мировой глобализации.

Цель исследования: определить основные сходства и различия в понимании красоты в европейских странах, выявить общие закономерности в восприятии красоты и узнать, в чем сходства и различия восприятия красоты в странах Европы в XXI веке.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  • определение особенностей каждой культурной Европейской агломерации;
  • исследование взаимосвязи и отличия на эталон женской красоты в современных странах.

В средние века в Европейских странах главным представлением о женщине был образ «прекрасной дамы». Трубадуры восхваляли королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, кожу, подобную персику. Женщина была словно роза –нежна, хрупка и изящна. Как отмечает Е. Чернышева «идеальная женщина в глазах поэтов была средоточием всех совершенств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в представлении средневековых рыцарей идеальная женщина имела нежную, белую кожу, но при этом со здоровым румянцем, тонкие черты лица. В то время стандарты красоты в странах Европы были примерно одинаковы, так как в условиях развития пешеходных и морских сообщений европейцы перенимали друг у друга сложившиеся особенности.

В XV веке поэты начали отдавать предпочтение крутым бедрам и толстым ляжкам — в сознании тогда происходил переход от одного идеала красоты к другому: от красоты юной девушки к красоте зрелой женщины. В то время вместо массовых средств информации были в том числе письма путешественников и дворцовых посланников с описаниями уклада и моды европейских соседей. Письма поэтов также распространялись по странам, где дворцовые свиты перенимали таким образом эталоны красоты.

Вот пример одного из них, написанный писателем Аньолой Фиренцуолой в начале XVI столетия: «Телосложение женщин должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней… Предплечья должны быть белыми, мускулистыми»…

Однако Эпоха Возрождения внесла свои коррективы в восприятие несколько различных образов красивой женщины для разных стран. Так, итальянская красавица отличалась от французской. Пышные формы девушек и свободный лиф их платьев, распространенные в Италии, пришлись не по вкусу французам. Многие из них, во время военных походов в Италию (1494–1559), были разочарованы в прославленной красоте итальянок и пышности их костюма. Французы после писали, что итальянки слишком полны, а платья их слишком широки.

В то же время Германия создает свой идеал женской красоты. В нем полноценно отразилось положение германской женщины в привилегированной среде. В Германии женщина была вынуждена жить в тени мужчины. От нее не требовалось ни образованности, ни культурных познаний. Отсюда возник образ германской женщины эпохи Возрождения: пряный, жеманный, лишенный проблеска интеллекта, с тонкими белокурыми волосами, большим выпуклым лбом и узкими глазами, с почти сонным выражением.

Определенные традиции, своеобразный быт и уклад жизни в испанском аристократическом обществе XVI века, где женщина довольно строго была изолирована от окружающего мира, в значительной мере определили облик испанки XVII века. В этот период в Испании красота воспринималась как отражение «внутреннего прекрасного мира». Также, принимая во внимание особенности католической религии и особенно строгими взглядами во времена Реформации, можно сделать вывод о том, что идеалом женской красоты в Испании также был образ Богородицы.

Исходя из вышеперечисленных различий в политическом, экономическом устройстве государств эпохи Возрождения, мы можем говорить о разнообразии представлений о женской красоте, воплощенной в ее внешнем облике, репрезентирующем требования к нравственно-духовной жизни женщины.

В XVII веке понятия красоты в Европе одно за другим возникли 2 течения в живописи, архитектуре и жизни в целом. В Италии это был стиль барокко. Там средневековый канон красоты ушел в прошлое, уступив место канону зрелой, цветущей, пухленькой женщины. В то же время для идеала женской фигуры XVII века в Великобритании времен королевы Виктории были характерны высокий рост, развитые формы плеч, груди, бедер и очень тонкая талия (с помощью корсета ее затягивали иногда в обхвате до 40 см).

В это время во Франции в как ответ на помпезность барокко возникает рококо. Там постепенно женская фигура из короткой и широкой превращается в высокую и стройную. Элегантность становится основой для дальнейшего развития понимания женской красоты, женственности, распространенных в Европе в то время понятиях. Модной считалась женщина, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Утонченность форм подчеркивали пышные наряды. У красивой женщины должна была быть тонкая осиная талия, чуть округлые бедра, маленькая головка, узкие плечи. В этот период представление о женской красоте включает две основные характеристики, описывающие цвет волос и оттенок кожи: «блондинка с отбеленной кожей». Об этом мы можем судить по образу “прекрасной дамы” в романах и поэзии европейских писателей того времени. Этот образ ввел в литературу Петрарка, и авторы соседних стран подхватили его традицию идеалов женщины, даже если на самом деле их возлюбленные не имели таких черт. Однако Шекспир привносит в Англию понятие dark lady, что постепенно меняет представления народа о женской красоте.

Как отмечает Д. Паке, в XVIII веке можно выделить новую модную тенденцию: красив тот, у кого свежий румянец на лице, тот, кто здоров. Отсюда вытекает поголовное увлечение румянами. Румянец на лицах женщин можно увидеть в произведениях искусства Великобритании, Италии, Испании, Франции. Также нельзя не заметить очевидное сходство фигур женщин на картинах XVIII века. Что говорит о непосредственной близости эталонов красоты. Франция в то время имела большое влияние на моду и красоту в Европе, в том числе, в России. Это воздействие продолжалось и на протяжении следующего века, особенно после революции 1789–1799 г.г.

В конце XIX века во время очередной моды на чахоточную красоту, красочно описанную в романах французских писателей того времени, женщины настолько стремились к максимальной худобе, что в корсет затягивались даже будущие матери. Они желали достигнуть отметки на сантиметровой ленте — 55 см. Именно такой обхват талии предписывала мода тех времен.

Начало XX века ознаменовалось появлением «женской прессы». Эти журналы способствовали изменению взглядов на человеческое тело. В 1909 году французский кутюрье Поль Пуаре отказался от корсета и стал пропагандировать образ женщины, чувствующей и любящей собственное тело.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но судя по манекенщицам в моде дамы стройные (не ниже 170 см), с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами. Радикальные изменения в женском силуэте в 1920 г. во Франции, были показателем эмансипации женщин. Двадцатые — это поколение женщин, которое определяет «великая мадмуазель» Габриэль (Коко) Шанель. В этот же период появляется образ женщины — вамп, с черными тенями для век и темной губной помадой. Француженки обнажили колени, подрезали волосы и подчеркнули андрогинную природу людей. Так они сделали первый шаг к сексуальной свободе. Всего за несколько лет они из пассивных, робких и невинных созданий, мечтающих о появлении в своей жизни «покорителя сердец», превратились в равноправных партнерш, активно завоевывающих мужское внимание.

Во время второй мировой войны взгляды на красоту женщин в Европе также изменились. В те тяжелые времена женщина была вынуждена заниматься детьми и домашним хозяйством, пока мужчины были на войне, поэтому андрогинный стиль уступил место традиционным стереотипам женственности. В то же время женщинам, принимавшим участив военных действиях, тоже было не до корсетов. Они должны были быть сильными, здоровыми, чтобы суметь пережить все тяготы тех лет.

В Европе 1950–1960-х годов верхом женского совершенства считалась фигура с пышными бедрами и тонкой талией. Но уже в 1970 г. в этот образ были внесены существенные коррективы. Тогда Америка оказала большое влияние на эталоны красоты в Европе. А именно, Нью-Йоркское бюро фотомоделей: рост не ниже 170 сантиметров, плоская грудная клетка, шелковистые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко посаженные глаза. Таким образом в Европе на первый план вышла большеглазая блондинка, гибкая, высокая, которая несла на себе некий налет культуры хиппи. Благодаря творчеству Э. Скиапарелли усилилось влияние американской моды на европейскую манеру одеваться: в ходу практичные вещи, которые можно было комбинировать. Образ современной женщины, не нуждавшейся в вычурной одежде, сшитой индивидуально, активно пропагандировался модельером.

С 1990 годов американские телеэкраны активно пропагандируют параметры 90–60–90, как идеальные. Мода на окраску волос, макияж и цвет глаз (цветные контактные линзы); бум на пластическую хирургию приводит к тому, что на данном этапе сложно выделить конкретные эталоны красоты для большинства женщин. Еще одним фактором, влияющим на европейскую моду в то время, была сексуальная культура общества. Пропаганда сексуальности должна была усиливать уверенность человека в себе; она призвана подчёркивать его достоинства и скрывать недостатки. Опираясь на внешний вид, стиль жизни своих кумиров, женщина создаёт свою концепцию, своё видение сексуальности в одежде и поведении.

Пройдя все эти этапы становления женской красоты мы можем заметить, что с течением времени в разных странах Европы происходило то крайнее дифференцирование, то, наоборот, сближение в эталонах женской красоты. На данном этапе развития общественной мысли и также в условиях современной глобализации снова происходит сужение понятий красоты для разных социально-демографических этносов. Активная пропаганда образов, транслируемых СМИ и глянцевыми журналами приводит к тому, что национальные различия в этой сфере стираются. Универсальность рекламы, вне зависимости от образованности, национальности, социального статуса, возраста придает ей воистину глобальный характер. Однако мы не можем не заметить, что из-за генетических и культурных особенностей, накопленных народами столетиями, восприятие внешности женщины в Европе все же отличается.

Анализируя различные источники, где описываются приблизительно общие характеристики женской внешности, мы можем сделать вывод о том, что на данном этапе женщины в одних странах Европы выглядят отлично от своих соседок в других странах.

К примеру, женщины Германии спортивны и трудолюбивы во всех отношениях. Их идеал прост — голубые глаза, светлые волосы, тонкие черты лица, худощавая подтянутая фигура. А их феноменальная дисциплинированность помогает привести себя к какому угодно стандарту красоты.

Английская красота сдержанная и аристократичная. Минимум макияжа, удобная одежда, обувь на тонкой подошве, худощавость, бледное лицо с веснушками. Британки не боятся стареть, морщинки-лучики вокруг глаз считаются признаком красоты и зрелости. Так как главными образами для подражания англичанок остаются не популярные кинозвезды, а представители королевского рода, женщины Англии стремятся во всем походить на них. В частности, англичанки во всем следуют примеры Кейт Миддлтон, ее стройной, подтянутой спортивной фигуре и естественности в уходе за телом. Легенда гласит: сложно встретить на улице красивую девушку, потому что во время охоты на ведьм всех красавиц отправили на костер. Сами англичане отмечают, что худые девушки — редкость, дамы за собой не очень следят, да и в целом им все равно, как к ним относятся окружающие. Однако в столице особенно много девушек с накладными ресницами, стразами, высвеченными волосами и вызывающей одеждой. Таким образом они доказывают себе и миру, что они особенные.

Красота по-испански — это откровенность и чувственность везде: как в одежде, так и в выражении чувств. Пышные формы, черные как смоль волосы, темные глаза, смуглая кожа — атрибуты привлекательности в Испании. Здесь даже самая пышная испанка способна грациозно двигаться и танцевать. В Испании особый менталитет, сиеста, вечные праздники и расслабленное отношение к жизни не позволяют большинству испанок держать себя в строгих рамках. Да это им и не нужно.

Идеальная итальянская красотка имеет правильное лицо овальной формы с выделяющимися скулами. Итальянцы очень ценят естественность и простоту образа. Со времен Древнего Рима ничего не изменилось — на полуострове не любят худых девушек. Итальянцы очень ценят женственность, поэтому и формы должны быть соответствующие: ярко выраженные грудь, талия и бедра, то есть идеальные песочные без лишних складочек. Особенно ценится грудь.

Во Франции предпочитают натуральную красоту. Минимум макияжа и легкая небрежность при укладке волос, безупречный стиль и непринужденная изящность — вот истинно французский подход к женской красоте.

Таким образом можно сделать следующие выводы. Представления о красивом человеке изменяются в зависимости от сочетания религиозных установок, социально-экономических факторов и этнокультурных особенностей. С течением времени понятия о красоте в странах Европы то резко отличались, то снова перенимались. В XXI веке в условиях глобализации нельзя не заметить частичное стирание национальных особенностей красоты девушек в Англии, Франции, Испании, Италии и Германии. Тем не менее, на данный момент все же сохраняются некоторые различия в идеалах фигуры женского тела.

Вернуться к списку статей
cookies

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта. Благодаря им мы улучшаем сайт и обслуживание. Политика файлов cookies.

Разрешить все файлы cookies